Схема психолого педагогического анализа урока


Схема психолого педагогического анализа урока


Схема психолого-педагогического анализа урока.

Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало на уроке.

Организационный момент урока и его влияние на психику школьников: характер требований учителя, ответная реакция учащихся, групповые и индивидуальные отклонения в поведении, общая настроенность учащихся на урок; дисциплина и организованность в начале урока; какие факты свидетельствуют о наличии или недостаточности взаимопонимания учителя и учащихся.

Психологический анализ опроса учащихся на уроке: В чём проявился мобилизующий и направляющий характер вопросов учителя? Насколько соответствовали характеру вопросов ответы учащихся? На каком уровне - (знакомство, понимание, умение и навыки) - демонстрировали учащиеся свои знания? В каких случаях и почему возникали затруднения в ответах? С помощью каких педагогических приёмов эти затруднения снимались? Какие моменты в ответах учащихся свидетельствовали о глубине знаний, об их связи с жизнью, о творческом понимании изученного материала? По каким фактам можно оценить прочность знаний или их отсутствие , механически или осмысленно учащиеся усвоили заданный материал. Правильно ли истолковывались учащимися научные понятия, суждения, доказательство, опровержения, выводы? Какие приёмы способствовали активизации памяти, мышления в ходе опроса? Как учитель привлекал внимание учащихся к ответам опрашиваемых? Какими приёмами мыслительной деятельности владели отвечавшие? Умение учителя слушать ученика (исправлять, ставить дополнительные вопросы)? Насколько правильно учитель оценил знания учащихся? Был ли проведён итог проверки знаний учащихся?

Психологический анализ процесса изучения нового материала на уроке:

Как была проведена психологическая подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового материала?

Какие приемы учитель использовал для организации внимания и восприятия?

Какими приёмами была доведена цель урока до сознания учащихся?

Насколько учащиеся были заинтересованы предстоящей темой урока?

Какие приёмы объяснения помогали учащимся соорентироваться в новом материале? Как осуществлялось воздействие на память, на мышление и воображение учащихся с целью более глубокого усвоения материала? Какие моменты объяснения и почему вызвали положительные или отрицательные реакции у учащихся (в содержании, форме, объяснении, примерах и т.п.)? Какие приёмы использовал учитель для развития логического мышления и речи? Проводились ли сопоставления? Выяснялись ли причинные связи? Давалось ли образное представление об изучаемом? Как подводились учащиеся к выводам и обобщениям? Какие мыслительные операции отчётливо проявлялись на уроке: какие новые представления и понятия были сформированы на основе первичного восприятия материала учащимися? Каким методом это достигалось? Какие упражнения проводились с целью выработки навыков учащихся?

Какие приёмы помогали активизировать внимание и восприятие, снять утомление, предотвратить отвлекаемость внимания? Насколько осуществлялась связь нового материала с уже известным? Характеристика изложения материала со стороны восприятия у учащихся моральных, интеллектуальных и эстетических чувств. Характеристика речи учащихся и отношения учителя к недостаткам в речи школьников.

Психологический анализ закрепления. Как проявились в процессе закрепления и осмысливания, понимание новых понятий, суждений и выводов, умение пользоваться знаниями для решения учебных и других задач? По каким признакам можно изучить проявление памяти, мышления, воображения и чувств учащихся? В чём проявилась диалектичность мышления? Чем определялась и в чём проявилась активность учащихся при закреплении? Элементы соревновательности в процессе закрепления. Была ли связь воспроизведения нового материала с творчеством учащихся, в чём она проявилась? Какими приёмами и насколько успешно проводилось закрепление знаний и умений.

Психологический анализ задания на дом: Как учитель формировал установку на выполнение домашнего задания? Чем мотивированы объём задания? Как соотносятся в домашнем задании теоретическая и практическая часть, новые знания и опора на прежний опыт? Как и в чём учитель проявил дифференцированный подход к учащимся в момент задания? Доступность задания и чёткость его комментирования учителем. Какие вопросы по домашнему заданию ставили учащиеся и о чём они свидетельствуют? В чём выразился интерес учащихся к домашней работе, какие эмоциональные реакции удалось заметить? Были ли приняты во внимание индивидуальные и возрастные особенности учащихся? В какой степени задание на дом было направлено на упрочнение знаний, на развитие у школьников навыков самостоятельной работы. Как был закончен урок? Были ли сделаны необходимые выводы в конце урока?

Общий вывод об уроке. Насколько полно раскрыта тема и в какой мере осуществлена цель урока? Оценка урока со стороны его влияния на развитие психики учащихся. Общая оценка его образовательной и воспитательной ценности.

Добился ли учитель сознательного и активного отношения к усвоению знаний, формированию умений и навыков? В какой мере учитывал учитель психологические закономерности познавательной деятельности, индивидуальные и возрастные особенности школьников? Насколько эффективно использовались учителем технические средства и наглядные пособия на уроке? Какие положительные массовидные явления были вызваны у учащихся (подражание, соревнование, внушение и т.п.)? Какие выявлены недостатки в проведении урока? Имело ли место нарушение дисциплины? Какими путями поддерживалась дисциплина?

Психологический анализ особенностей поведения учителя на уроке. Дать характеристику действий и состояний учителя с психологической точки зрения. Умение руководить индивидуальной и коллективной деятельностью учащихся (ставить цель, задачи, доступно объяснять сложные вопросы, организовывать работу с книгой, пособиями, использовать меры поощрения и наказания). Степень владения информационными, ориентационными и другими педагогическими умениями.

Проявление такта и доброты, лояльности учителя, требовательности к себе и учащимся, умение повышать эмоциональный тонус и работоспособность учащихся.

Правильность, логичность, темп, тон, эмоциональная насыщенность, образность речи учителя. Умение воздействовать словом и образом на сознание и поведение учащихся.

Внешний вид, осанка, уравновешенность, организованность поведения учителя, манера держаться в классе, демократичность отношений с учащимися, самоконтроль, самодисциплина. Требовательность учителя. Социально-психологическая оценка авторитета и влияния учителя на учащихся. В какой мере урок содействовал сплочению детского коллектива.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Предложенная выше схема психолого-педагогического анализа урока используется студентом, как образец, при характеристике основных аспектов урока. Рекомендуется внимательно изучить схему анализа, в соответствии с нею собрать материалы и обобщать их в общей характеристике урока.

В процессе уроков студент должен приобрести следующие практические умения:

наблюдать за ходом отдельных уроков;

выделить в процессе наблюдения составные части урока и давать каждому из них психолого-педагогическую характеристику;

выяснять в беседах с учителями и учащимися вопросы, которые возникли в ходе наблюдений;

дополнять при необходимости наблюдения беседами, интервьюированием, анкетированием, изучением продуктов деятельности школьников и другими методами сбора психологических данных;

вести записи данных, полученных в процессе наблюдений и при использовании других исследовательских методов;

систематизировать собранные данные в соответствии с предложенной выше схемой психологического анализа урока.

2. Схема психолого-педагогической характеристики личности ученика.

Общие сведения.

Фамилия, имя. Дата рождения. Класс, общее физическое развитие. Состояние здоровья. Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного воспитания.

Учебная деятельность.

Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевают по разным предметам). 2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность). 3. Особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению). 4. Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления. 5. Развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения). 6. Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом или без интереса учится, к каким учебным предметам проявляет интерес, отношение к отметке, отношение к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности). 7. Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и прочее).

Труд. (Уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома). 1. Отношение к труду, любит ли трудиться и что именно привлекает - процесс работы, сделанная вещь или овладение навыком работы. 2. Организованность и дисциплинированность в труде. 3. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям? 4. Какие виды труда предпочитает?

Общественная деятельность и активность.

1. Отношение к общественной жизни коллектива (дорожит ею, равнодушен, относится отрицательно). 2. Интерес к общественной жизни страны (читает ли газеты, слушает ли радио, обсуждает ли общественные события с учителями и товарищами). 3. Какие общественные обязанности имеет (постоянные, эпизодические, никаких не имеет) и как их выполняет?

Направленность личности учащегося и специальные способности.

Интересы (перечислить, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т.д., отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности; интерес к чтению - любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу). 2. Отметить, есть ли особенные способности к какой-либо деятельности (музыке, рисованию, артистические способности и т.д.), в чём они проявляются. 3. О чём мечтает и что намеревается делать в будущем (отметить в характеристике учащихся, начиная с 6 класса).

Дисциплинированность.

1. Общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость). 2. Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе.

1. Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение). 2. Отношение к товарищам по классу (любит ли товарищей по классу, равнодушен к ним, не любит, дорожит мнением коллектива, с кем дружит и на чём основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чём их причина). 3. Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?). 4. Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит ли, уважает ли их).

Особенности характера и темперамента.

1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: а) черты направленности личности (по отношению к людям, труду, самому себе; чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.); б) волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, лёгкая внушаемость, уступчивость и т.д.). Преобладающее настроение (весёлое, грустное, подавленное), чем вызываются смены настроения.

Общие психолого-педагогические выводы.

Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определённых способностей, отсутствие навыков работы и т.д.).

Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей работы с учащимися.

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКА.

Предлагаемый план изучения школьника надо рассматривать в качестве ориентировочного. План может по отдельным своим частям изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, если характеристика составляется на слабо успевающего ученика, то, естественно, всё, связанное с данным фактом, должно быть предметом особого внимания студента.

На первый взгляд кажется, что составить развёрнутую психолого-педагогическую характеристику на любого школьника класса, в котором студент ведет педагогическую практику, можно легко и быстро. Практика, однако, говорит о другом. Для составления обоснованной характеристики учителю надо располагать такими сведениями, которые можно получить лишь в результате целенаправленного изучения детей.

Вот почему рекомендуется в течение всей практики постепенно накапливать материал об особенностях личности изучаемого школьника. Для этой цели лучше всего завести дневник, в котором отмечать все, связанное с занятиями и поведением ученика. На страницах дневника в первой графе ставится дата, во второй описывается тот или иной факт поведения ученика, в третьей даётся объяснение (истолкование) факта с указанием непосредственной причины, его вызвавшей.

Основным методом изучения школьников является систематическое наблюдение за их действиями и поступками на уроках, при выполнении трудных заданий, общественных поручений и т.д. Но метод наблюдения сам по себе, взятый изолировано от других методов и приёмов изучения, не всегда позволяет установить причину того или иного поступка. Поэтому наблюдение необходимо сочетать с опросом и беседой. Беседу можно вести не только с изучаемым школьником, но и с его товарищами, особенно друзьями, с которыми он проводит значительную часть времени в школе и на улице. Много ценных сведений можно почерпнуть из бесед с родителями и старшими членами семьи. Также можно использовать метод -изучения продуктов деятельности, эксперимент.

Характеристика ученика не должна быть односторонней. При многих недостатках в личных качествах ученика у него найдутся и положительные черты. И, наоборот, при многих личных достоинствах есть и какие-то недостатки, которые надо заметить и оценить.

Задача учителя состоит в том, чтобы, опираясь на положительные особенности личности школьника, развивая и укрепляя их, преодолевать недостатки.

Характеристика школьника не будет полноценной, если студент не познакомится с условиями жизни и воспитания детей в семье. Неоднократно беседуя с родителями школьника и лично наблюдая домашний уклад жизни семьи, можно составить довольно правильное представление о положительных и отрицательных сторонах семейного воспитания ребёнка.

Характеристика должна быть насыщена конкретными сведениями о действиях и поступках ученика.

3. Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

Общие сведения о коллективе и история его формирования (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей).

Руководство и организация классного коллектива:

а) организующее ядро класса, его актив. Самостоятельность коллектива и настойчивость, требовательность к себе и другим, организаторские способности, забота об отдельных товарищах, отношение к общественному мнению;

б) наличие в коллективе неофициальных «вожаков», характер их влияния на класс, причины их влияния, отношение к «вожакам» актива класса; наличие «отверженных», причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей; взаимоотношения внутри коллектива (степень сплочённости коллектива, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения); критика и самокритика в коллективе, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива, эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива;

в) личность классного руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.); отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся.

Содержание и характер коллективной деятельности:

а) учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплины, борьба класса за высокую успеваемость, наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, её форма и организация); дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалка, подсказка, списывание);

б) жизнь коллектива вне учебных занятий; интерес к современным политическим событиям, музыке, литературе и спорту, коллекционированию т.д.; формы проявления этого интереса (читательские конференции, посещение театров, кино, их обсуждение, диспуты и т.д.); участие классного коллектива в общественной жизни;

в) общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива; виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины в общественно полезном труде.

4. Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряжённо-нервозный и т.д.). Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношение его членов, пути их ликвидации.

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КЛАССА.

Коллектив класса при его рассмотрении должен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения воспитательных возможностей. А это во многом зависит от характера и содержания коллективной жизни и деятельности. Важно выявить отношение классного коллектива к учению: как добросовестно относится он к своим учебным обязанностям, заинтересован ли учебными дисциплинами и какими. Глубокий интерес к учению выявляется не только в успеваемости класса, но и в кружковой работе, олимпиадах.

Важно обратить внимание, насколько учебная деятельность объединяет ребят, есть ли в классе взаимопомощь, переживают ли ребята успехи и неудачи своих товарищей, борются ли за высокую успеваемость. Характер жизни коллектива проявляется и вне занятий. Практикант выявляет, охотно ли школьник участвует в общественном труде, в интересных и полезных делах школы, возникает ли трудовое сотрудничество, взаимопомощь, формирующие чувство коллективизма.

Анализируя содержание и формы коллективной деятельности класса, необходимо особенно отметить, как она связана с жизнью всего школьного коллектива, со всем обществом.

И, наконец, следует обратить внимание на сложившиеся межличностные отношения, так как их система во многом определяет воздействие коллектива на личность, её самочувствие, создаёт общий эмоциональный климат в классе.

Отношение между учащимися в коллективе складываются в двух направлениях: деловые отношения и личные. Деловые отношения определяет общественная функция каждого члена коллектива, в связи, с чем один может требовать, другой должен подчиняться, исполнять. Но при этом дети не безразлично относятся друг к другу как личности. Одним симпатизируют, другие безразличны; к кому-то тянутся, хотят дружить, других внутренне отвергают. Эти неформальные внутренние отношения оказывают сильное воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность коллектива в целом.

Известно, что для каждого ученика в классном коллективе, как правило, есть своя микросфера, свой круг ближайшего общения, свой микро коллектив, в котором он принят и занимает своё место, играет свою роль. Эта группа называется референтной. Именно здесь складываются особые отношения. Своя этика, свои не писаные законы. И если групповая этика и содержание малых групп противоречат требованиям классного (школьного) коллектива, то это часто сводит к нулю его воспитательные возможности.

Не всегда официальная структура классного коллектива соответствует реальным межличностным отношениям. Не всегда активисты являются наиболее авторитетными. Часто лидерами класса являются школьники, не занимающие никаких «должностей», в том числе и отрицательно влияющие на других детей. Нетрудно представить, насколько важно знать учителю межличностные отношения детей, лидеров класса и «отверженных», чтобы эффективно управлять коллективом и активно влиять на формирование каждой личности.

Из курса общей психологии студенты знают социометрические методы исследования межличностных отношений в коллективе. В период педагогической практики они становятся темой самостоятельных исследований, без чего немыслим учительский труд.

Наблюдение за работой воспитателя ГПД

|режимные моменты |деятельность |деятельность детей|анализ |

| |воспитателя

| | |

|11:40-11:50 |собирает детей, |самостоятельно |потрясающая |

|Прием детей в |проверяет, кто |приходят |организованность |

|группу |пришел | | |

|11:50-13:00 |пересчитывает |собираются, |хорошая |

|Подготовка к |детей, предлагает |одеваются, |организованность |

|прогулке, прогулка|выйти в туалет, |строятся парами, |детей во время |

| |напоминает одеться|выходят. На |прогулки говорит |

| |по погоде, строит |прогулке играют в |об удачно |

| |всех парами, |игры, активно |сложившейся |

| |выводит на |общаются между |эмоциональной |

| |прогулку, |собой |связи между |

| |внимательно следит| |воспитателем и |

| |за всеми во время | |детьми |

| |прогулки | | |

|13:00-13:10 |напоминает помыть |моют руки, пьют | |

|Санитарно-гигиенич|руки после |кипяченую воду | |

|еская пауза, |прогулки. При | | |

|питьевой режим |необходимости | | |

| |поручает кому-либо| | |

| |из детей принести | | |

| |графин кипяченой | | |

| |воды из столовой | | |

|13:10-13:40 |строит детей |организованно идут|совместный прием |

|Подготовка к |парами, |в столовую, с |пищи способствует |

|обеду, обед |коллективно ведет |аппетитом едят, |сплочению |

| |в столовую, |убирают за собой |коллектива |

| |рассаживает по | | |

| |местам, напоминает| | |

| |убрать за собой | | |

| |грязную посуду | | |

|13:40-15:00 |пересчитывает |собираются, |хорошая |

|Подготовка к |детей, предлагает |одеваются, |организованность |

|прогулке, прогулка|выйти в туалет, |строятся парами, |детей во время |

| |напоминает одеться|выходят. На |прогулки говорит |

| |по погоде, строит |прогулке играют в |об удачно |

| |всех парами, |игры, активно |сложившейся |

| |выводит на |общаются между |эмоциональной |

| |прогулку, |собой |связи между |

| |внимательно следит| |воспитателем и |

| |за всеми во время | |детьми |

| |прогулки | | |

|15:00-15:10 |напоминает помыть |моют руки, пьют | |

|Санитарно-гигиенич|руки после |кипяченую воду | |

|еская пауза, |прогулки. При | | |

|питьевой режим |необходимости | | |

| |поручает кому-либо| | |

| |из детей принести | | |

| |графин кипяченой | | |

| |воды из столовой | | |

|15:10-16:30 |следит за порядком|делают домашнюю |в классе - тишина,|

|Самоподготовка |в классе, при |работу |способствующая |

| |необходимости | |сосредоточению |

| |помогает | |внимания и |

| |кому-нибудь | |повышает |

| |выполнить задание | |работоспособность |

|16:30-17:10 |включает музыку, |танцуют, поют под |формируются и |

|Клубный час |создает |музыку |развиваются основы|

| |непринужденную | |культурного отдыха|

| |атмосферу, | | |

| |способствующую | | |

| |релаксации, | | |

| |раскрепощению и, | | |

| |как следствие, | | |

| |сплочению | | |

| |коллектива | | |

|17:10-18:00 |проводит заранее |благодаря гибкому |спокойная |

|Игры по интересам.|подготовленные |графику работы |атмосфера. Когда |

| |игры, делает |ГПД, родители |кто-нибудь уходит,|

|Уход детей домой |нескучным ожидание|забирают детей в |все дружно с ним |

| |родителей |любое удобное для |прощаются, |

| | |них время |энергично махая |

| | | |рукой |

Анализ уроков

|Тема урока: Речевые и неречевые |Цели: научить детей определять, сколько |

|звуки; слова в предложении |гласных звуков в слове. Работа с гласными |

|Этапы |Деятельность учителя |Деятельность |Анализ |

|урока | |учащихся | |

|1 класс |Татьяна Анатольевна |Ученики отзывчивы, |Обр. задача: познакомить|

| |Онушкина |активны |с неречевыми и речевыми |

| | | |звуками |

|приветств|«Здравствуйте, | | |

|ие |ребята!» «Ножки ровно»| | |

| |«Все ли лежит на | | |

| |партах?» «Кулачок | | |

| |между вами и партой» | | |

|Начало |«Что такое не/речевые |«Сегодня хорошая | |

|изучения |звуки (когда говорим, |погода» – ответ | |

|материала|то речь звучит, когда |Называют гласные | |

| |поём)» |звуки (6 гл. звуков:| |

| |«На улице осень |А, О, У, И, Ы, Э. | |

| |(Сколько слов в | | |

| |предложении?» | | |

| |«Кто это? – Звуковички| | |

| |– хранители звуков.» | | |

| |Открыли стр.27 азбуки.|Дети открывают | |

|Разбор |Учитель говорит тихо |дети прислушиваются | |

|материала| | | |

|Отвлекающ|«Покажите, где у вас |Мальчик все время |Учитель тем самым |

|ие |голова, лицо, нос, |тянет руку, но не |развивает представление |

|моменты |переносица, виски, |только для того, |или расширяет |

| |ушки, мочка ушей – а |чтобы ответить. |представление ребенка о |

| |теперь легли на парту |Учитель просит |том, как устроено лицо. |

| |и потянулись... |подождать. Ребенок | |

| | |не выдерживает и | |

| | |произносит на весь | |

| | |класс, что у его | |

| | |друга удалили почку.| |

|Возвращаю|Произносит «ко-шеч-ка»|дети выполняют всё с|Наличие наглядных |

|тся в |медленно, для того |интересом |пособий очень много дает|

|основную |чтобы дети определили,| |уроку в плане обучения, |

|часть |сколько гласных | |а особенно изучения |

|урока, |звуков. Кош (хлопают в| |нового материала |

|продолжаю|ладоши) – ка, для того| | |

|т |чтобы определить, | | |

|работать |сколько гласных звуков| | |

| |в слове. | | |

| |кот | | |

| |кит | | |

| |Используются наглядные| | |

| |пособия: | | |

| |мак (нарисован цветок)| | |

| | | | |

| |«Сколько в слове | | |

| |гласных, столько и | | |

| |слогов» | | |

| |Учитель просит держать|Держат спинки | |

| |спинки ровными; ходит |ровными | |

| |по классу; проверяет | | |

| |задания | | |

|Физкультм|Проводит |выполняют | |

|инутка |физкультминутки. |физкультминутки, в | |

| |Делает замечания тому,|основном, все | |

| |кто их не выполняет. |ученики делают это с| |

| | |интересом | |

| |(1) | |Дети работают сами, сами|

| |Подходят к этому | |делают выводы, тем самым|

| |«знаку?», слово «дом»,| |знания добывают сами, |

| |а «домик», «труба»? | |работая тем временем над|

| | | |новым материалом вместе |

| | | |с учителем |

| |Вызывает учеников по |Дети сами вызываются| |

| |одному к доске |к доске. | |

| |Учитель говорит, что | |Хорошее замечание в |

| |каждый имеет право на | |плане того, что дети не |

| |ошибку, главное – | |будут бояться делать |

| |понять, в чем она. | |ошибки, т.к. на ошибках |

| | | |учатся. |

| |призывает учеников, | |воспитательная задача, |

| |чтобы они работали | |воспитывает в детях |

| |вместе, чтобы помогали| |взаимопомощь, т.е. |

| |друг другу | |помощь друг другу при |

| | | |изучении нового |

| | | |материала |

| |«барабан» | | |

| |разделяют слово на | | |

| |слоги с помощью | | |

| |хлопков в ладоши | | |

| | | | |

| |Учитель ходит и | | |

| |смотрит осанку детей, | | |

| |после чего все | | |

| |выпрямляются. | | |

|Физкультм|«Ежик топал по дорожке| | |

|инутки | | | |

| |И грибочки нес в | | |

| |лукошке, | | |

| |Чтоб грибочки | | |

| |сосчитать, | | |

| |Надо пальцы загибать» | | |

| | | | |

| |«Пальцы делают | | |

| |зарядку...» | | |

|Используе|По картинкам учитель |Все по частям | |

|т |просит ребят вспомнить|рассказывают сказку | |

|нагляднос|сказки и рассказать. |Одна девочка очень | |

|ть |Задает наводящие |застенчива, немного | |

| |вопросы |пассивна, в | |

| | |основном, на фоне | |

| | |других детей (зовут | |

| | |Катя). Учитель | |

| | |спрашивает ее, она, | |

| | |не дослушав вопроса,| |

| | |уже мотает головой. | |

|Слова в |Вопрос: Это схема или | | |

|предложен|предложение. | | |

|ии |Предложение состоит из| | |

| |слов | | |

| |__-__ __ __. | | |

| |Закройте азбуки, | | |

| |вложите тетради по | | |

| |печатанию. | | |

| |Учитель употребл. | | |

| |уменьш-ласк в | | |

| |обращении с детьми. | | |

|2й урок. | | | |

|1ый класс| | | |

| | | | |

|Математик| | | |

|а | | | |

| | | | |

|Пособие | | | |

|Д.Г. | | | |

|Петерсон | | | |

|Тема | | | |

|урока: | | | |

|«Действия| | | |

|с | | | |

|натуральн| | | |

|ыми | | | |

|числами» | | | |

|Начало |Сегодня у нас будет | |Обр. цель: познакомить с|

|урока |урок-сказка по мотивам| |действиями с |

| |сказки Шарля Перро | |натуральными числами; на|

| |«Золушка» | |примере сказки |

| |Знаете сказку? | |«Золушка», |

| |Кто такая Золушка? | |следовательно, этот |

| |Что она делала? – | |метод заинтересует |

| |Вспомним сказку | |детей; изучение нового |

| | | |материала проходит на |

| | | |примере сказки. |

| |Что такое порядок? |Это чтобы везде было|Ведет беседу с учениками|

| | |чисто. |– развивающая задача; |

| | | |развивает |

| | | |коммуникативные навыки |

| | | |учащихся, умение |

| | | |мыслить; развивает |

| | | |логику. |

| |Проговариваем только |Считают от 1 до 10 и| |

| |четные числа с помощью|обратно, но только с| |

| |хлопков в ладоши |закрытыми глазами | |

| |Нечетные числа: какие |Дети довольно | |

| |мы знаем, |активны | |

| |Соседи числа 4, 8? |Тянут руки и | |

| |На каком месте стоит |выкрикивают: «Можно | |

| |число 2, 7? |я?» | |

|Предыдуще|Предыдущее число для 7| | |

|е число |и 9 | | |

|для 7 и |Последующее для 6, 3. | | |

|9. |Что больше, 4 или 5, и| | |

| |насколько? | | |

| |Насколько меньше? | | |

| |Платье для Золушки... | | |

| |красное зеленое | | |

| |желтое | | |

|Физкультм|Ветер дует нам в лицо |Дети активны, | |

|инутка |Закачалось деревцо |заинтересованы, | |

| |Ветерок все тише-тише |выполняют все вместе| |

| |Деревцо все выше-выше |с учителем | |

| |цветочки маленькие и | | |

| |большие | | |

| |1ое слаг, 2ое слаг. | |Учат действия с |

| |Сумма | |натуральными числами на |

| |Мак+ромашки=цветы | |примере цветов. |

| |«Чтобы найти часть, | |Образ. задача: т.к. есть|

| |нужно из целого | |незнакомые цветы, |

| |вычесть другую часть» | |учитель рассказывает им |

| | | |про них, где растут, как|

| | | |называются, т.е. дает им|

| | | |новые знания, понятия. |

|Действия |Поднимаете плечики. | |Развивающая задача: |

|с |Прыгаете, кузнечики. | |развивает логику на |

|натуральн|(2) | |основе геом. фигур, |

|ыми | | |представляющих действия |

|числами | | |над числами. |

| | |Часть детей выходят | |

| | |из класса. | |

| | | | |

| | |Мальчик, сидящий на | |

| | |первой парте, | |

| | |отвлекся – играл с | |

| | |ручками, не слушал | |

| | |учителя, учитель | |

| | |отнял ручки и | |

| | |немного толкнул по | |

| | |его голове рукой. | |

| |Открывайте тетради: |Работа в тетрадях. | |

| |Урок №18. |Используют цветные | |

| | |карандаши. | |

| |Дает д/з: придумать | | |

| |примеры на вычитание. | | |

|3й урок | | | |

|2й класс | | | |

|Приветств| |Рисовали цветок в |Обр. цель: урок чтения, |

|ие | |рабочей тетрадях; |познакомить учащихся с |

|Проверка | |просили определить, |понятием рассказ, |

|д/з | |что это за цветок. |научить отличать рассказ|

| | | |от другого вида |

| | | |повествования, от |

| | | |предложения, диалога и |

| | | |т.д. |

|Используе|Что такое рассказ? | | |

|т нагл |Слово «рассказ» висит | | |

|пособия |на доске | | |

| |«Что-то с головой у |Ребенок наклонил |Странные замечание |

| |вас не в порядке,» – |голову и на |учителя в адрес учеников|

| |сказал учитель, когда |протяжении всего |явно снижали |

| |дети не смогли дать |урока ведет себя |работоспособность и |

| |точное определение |тихо. Руку поднимает|дальнейшую |

| |рассказу |редко. |заинтересованность ребят|

| | | |в уроке. |

| |Делает всеобщий акцент| |Ребята не знают, как |

| |(имитирует плач) на | |реагировать на такого |

| |ошибки, тем самым | |рода реакции; учащиеся |

| |выделяя ребенка, | |теряются, не знают, что |

| |который ошибся. | |сказать, так как такая |

| | | |яркая эмоциональная |

| | | |окраска учителя |

| | | |отвлекает от урока. |

| |Вопросы к прочитанному|Поднимают руки, | |

| |рассказу/тексту – |отвечают, но таких | |

| |обсуждение |мало | |

| |рассказа/текста | | |

| | |Отвечая, мальчик |Учитель перебил речь |

| | |заговорил громко, и |учащегося, когда тот |

| | |учитель перебил его |просто громко заговорил.|

| | |речь, мотивируя тем,|Ярко выраженная |

| | |что «Не ори, я и так|эмоциональная окраска |

| | |слышу» |явно не в пользу |

| | | |учителя. |

| |Учитель волнуется, | | |

| |также говорит что «мы | | |

| |все имеем право на | | |

| |ошибку» | | |

| |«Прочитает конец так, | | |

| |чтобы можно было | | |

| |понять...» | | |

| |Наводящие вопросы по | |Дети работают сами, сами|

| |тексту. | |делают выводы, и с |

| | | |помощью учителя |

| | | |разбираются с новым |

| | | |материалом |

| |Учитель повышает голос| | |

| |– громко говорит, | | |

| |нервно смеется... | | |

| |«Обращайте внимание на|Выполнение заданий, |Развив. задача: |

| |ударения» |чтение загадок. |развивает умение |

| | | |анализировать, логично |

| | | |мыслить, соотносить, |

| | | |думать на примере |

| | | |загадок. |

|Раздача |Проходят слова; |Составляют слова |в наличии наглядные |

|наглядног|однокоренные слова и |«березовая кора» |пособия, которые |

|о |как, где, с чем их |«берестяной кузовок»|помогают в лучшем |

|материала|можно употреблять. | |усвоении материала |

|(кора |береза |«берестяные грамоты»| |

|березы) |березонька |– это когда на | |

| |березка |берестке пишут... | |

| |березняк | | |

| |береста | | |

| |берестяная | | |

| |Учитель активен |К концу урока дети | |

| | |активизируются, | |

| | |начинают отвечать на| |

| | |вопросы. | |

|Конец |Дает д/з | | |

|урока. |«Ребята, я была в лесу| | |

| |и встретила нашу общую| | |

| |знакомую. Кто это, как|Белочка! | |

| |думаете? | | |

| |«Точно! Она передала |Дети тянут руки, | |

| |вам послание» |почти все, для того | |

| |«Приходите в лес за |чтобы прочитать | |

| |новыми открытиями» |«посылку» белочки | |

|2 класс Б| | |Обр цель: познакомить |

| | | |детей с новой для них |

|Русский | | |буквой, научить читать |

|язык | | | |

| |Все вместе «Классная |проговаривают |Развивающие задачи: |

| |работа» |«классная работа» |развитие речи на |

| | | |наглядном материале; |

| |Проверка орфограмм при| |обогащение, активизация |

| |помощи ударения | |словаря (серия картинок,|

| | | |рассказов); умение |

| |загадки | |делать анализ и синтез; |

| | | |развитие речи, внимания,|

| |буква, которая | |мышления |

| |предшествует букве Т –| | |

| |заглавную и строчную | |Воспитательные задачи: |

| | | |воспитание |

| |последняя буква в | |нравственности, любви и |

| |слове «крокодил» | |внимания ко всему |

| | | |окружающему. |

| |посмотри на колесо и | | |

| |увидишь букву О | | |

| | | | |

| |непарный согласный | | |

| |звук, сосед буквы О | | |

| | | | |

| |безударная гласная в | | |

| |слове «собака» | | |

| |Сс Лл Оо Нн |Откликаются, |в наличии имеется |

| |Ее Нн Оо Кк |поднимают руки |наглядный материал; ряд |

| | | |картинок, где |

| |слоненок |слова произносят по |используется новая для |

| |слан’онок |отдельности и хором |учащихся буква |

| | | | |

| |слоник | |используют учебные |

| |слон | |пособия, в основном, |

| |слонята | |тетради рабочие и |

| |слониха | |учебники |

| |слоновник | | |

| | | |Учитель артистичен, и |

| |слоненки | |детям это нравится. |

| |слонятина | |следовательно, учебный |

| |слонятник | |процесс проходит |

| | | |довольно легко и |

| |где хотел работать | |интересно |

| |слоненок | | |

| |ТЕТРАДЬ | |креативность учителя |

| |ТЕАТР | | |

| | | | |

| |«Открыли свои | | |

| |словарики» | | |

| | | | |

| |кто знает значение | | |

| |слова «театр» | | |

| | | | |

| |театрал | | |

| |театральный | | |

| | | | |

| |«Положите ручки!» | | |

| |зрители |где туалет? – в |Воспитательная задача: |

| |сцена |театре |воспитание любви к |

| |представление | |искусству на основе |

| | |Беседуют с |наглядного материала и |

| |репертуар |преподавателем на |всевозможных рассказов. |

| |актер |тему новой для них | |

| |зрительный зал |буквы. | |

| |антракт | | |

| | | | |

| |«артист» | | |

| |Запишем это слово в | | |

| |словарь. Теперь с этим| | |

| |словом составим | | |

| |словосочетание | | |

| | | | |

| |Талантливый артист | | |

| |известный артист | | |

| |цирковой артист | | |

| |популярный артист | | |

| |знаменитый артист | | |

| | | | |

| |показывает книжечку | | |

| |(буклет) о театре | | |

| |Сатиры | | |

| | | | |

| |На доске прочитайте | | |

| |«Жил-был слоненок. У | | |

| |него была мечта – | | |

| |стать артистом. Вместе| | |

| |с друзьями он част | | |

| |ходил в театр зверей. | | |

| |Хобот его еще не | | |

| |вырос. | | |

| |Что это? |Текст |записывают новые слова в|

| | | |специальные словарики и |

| | | |потом получают задание |

| | | |составить с ними |

| | | |словосочетания и |

| | | |предложения – |

| | | |развивающая задача: |

| | | |обогащение и активизация|

| | | |лексики и словаря. |

| |А что здесь лишнее? |Последнее | |

| | |предложение лишнее и| |

| | |не хватает заглавия.| |

| |Отложили словарик | | |

| | | | |

| |Как мы записываем |С красной строки. | |

| |текст? | | |

| |Пишем и проговариваем.|Дети тянут руки. | |

| | | | |

| | |Мальчик поднимает | |

| | |руку и говорит: «У | |

| | |меня тетрадка очень | |

| | |потертая». | |

| |Меня это очень | | |

| |радует... | | |

| | | | |

| |Разбирают текст | | |

| |В тексте, все хором |записывают и |дети сами делают выводы |

| |проговариваем слова |проговаривают |и заключения |

| |(четко, каждую букву) | | |

| |Придумайте название |придумывают | |

| | |«Мечта слоненка» | |

| | |«Мечтательный | |

| | |слоненок» | |

| |Сидите прямо! |По заглавию можно | |

| | |определить, о чем | |

| | |пойдет речь | |

| |Ребята, урок окончен | | |

|2й класс.| | | |

| | | | |

|Урок | | | |

|математик| | | |

|и | | | |

| |Запишем сегодняшнее | |Обр цель: научить |

| |число. Классная работа| |выполнять действия с |

| | | |натуральными числами |

| | | | |

| |Орфограмма | |Развив задача: развитие |

| |Выделяем по линейке | |речи, логического |

| | |Дети продолжают «62,|мышления на основе |

| |Обратный счет |61, 60, 59, 58, |наглядного материала |

| |Начинает учитель «63» |57... |(сказки и т.д.) |

| |Предыдущее число 50 |49 | |

| |80 |79 | |

| |8 единиц и 7 десятков |78 | |

| |Сколько Д и Е в числе |7Д и 2Е | |

| |72? | | |

| |40 |4Д и 0Е | |

| |посчитать выражение |тянут руки!!! | |

| |равенства и |Все! Прыгают с мест!| |

| |16+1-7=10 | | |

| |17+1-7=11 | | |

| |18+1-7=12 |19+1-7=13 | |

| | |20+1-7=14 | |

| |найти закономерность | | |

| |на клумбе росло 8 |Сколько всего цветов|Воспит задача: |

| |ромашек и 7 |росло на клумбе? |воспитание |

| |колокольчиков. | |нравственности, заботы и|

| |Поставьте вопрос так, | |любви к цветам (т.к. на |

| |чтобы было целое | |их примере учитель |

| |число. | |показывал, как выполнять|

| | | |действия над числами) |

| |Составьте обратную | |Дети анализируют сами, |

| |задачу | |выводы делают сами, |

| |На прошлом уроке у нас| |довольно активно |

| |была новая тема | |работают, заинтересованы|

| |«Прямая» - нарисована | | |

| |на доске |Геометрическая | |

| | |фигура |Учитель креативен, |

| |Это что? | |предс. нового материала |

| | | |интересно для детей |

| |Использует наглядные | | |

| |пособия и разноцветные| | |

| |мелки | | |

| | | | |

| |(3) | | |

| | | | |

|Физкультм| | | |

|инутка | | | |

| |Сделайте так, чтобы | | |

| |прямые пересекались. | | |

| |Вызывает к доске | | |

| |Открыли раб. тетрадь |Дети читают задание |Учитель выбирает |

| |на стр.7, зад№5 (б). |(один ребенок по |активных учащихся для |

| | |выбору учителя) |выполнения заданий, но и|

| | | |приобщает тех ребят, |

| | |«Отрезок имеет |которые послабее |

| | |начало и конец...» | |

|в классе | | | |

|много | | | |

|логопедич| | | |

|еских | | | |

|семей | | | |

| | | | |

|психика у| | | |

|детей | | | |

|нарушена | | | |




Схема психолого педагогического анализа урока

Схема психолого педагогического анализа урока

Схема психолого педагогического анализа урока

Схема психолого педагогического анализа урока

Схема психолого педагогического анализа урока

Схема психолого педагогического анализа урока

Похожие новости: